Группа компаний Рязанский городской оператор

390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 21, корп. 1
Тел.: (4912) 92-80-33

28.11.2019г. Демоны свалки

Власти Сахалинской области официально заявили о том, что островной регион с 1 января 2019 года перешел на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). 

Возникает вопрос: как такое возможно, если новая система пока не создана? В мире не существует примеров «образцово-показательного» обращения с ТКО. Несмотря на значительные технологические достижения, полигонное размещение остается актуальным. Так, в США, где ежегодно образуется около 250 миллионов тонн отходов (в пять раз больше, чем в России), более половины из них отвозят на полигоны. Почти та же картина в Великобритании. 

Следовательно, в наземном размещении твердых коммунальных отходов есть оправданный смысл, соответствующий общечеловеческим ориентирам и национальным интересам. 

Проблема ТКО – мировая и в то же время индивидуальная для каждой страны. В России, в том числе в Сахалинской области, она заключается в том, что отходы размещаются в основном на нелегальных свалках, где десятилетиями не соблюдают санитарное и природоохранное законодательства. 

Сфера обращения с ТКО в России до 2019 года являлась криминализованным, с огромными сверхдоходами, бизнесом по захоронению мусора на нелегальных свалках. Цивилизовать ее мерами государственного регулирования за три, пять и даже десять лет вряд ли получится. 

В Сахалинской области есть только один полигон ТКО, соответствующий требованиям законодательства. Он построен в селе Смирных в 2006 году на средства проекта «Сахалин – 2». Остальные объекты размещения мусора – незарегистрированные свалки, которым по 40 и более лет. 

2008 году в регионе принята целевая программа «Отходы производства и потребления Сахалинской области». В 2013 году она вошла в состав областной госпрограммы по охране окружающей среды. За более чем десятилетнее существование документа в него только вносили поправки, но в соответствии с ним практически ничего не создано. 

В ноябре 2018 года региональное правительство области представило в областной думе программу, предусматривающую появление на территории субъекта к 2022 году десятков объектов обращения с ТКО. На их строительство потребуются миллиарды бюджетных средств, но есть ли для этого основания? 

На Курилах, например, правительство планирует построить четыре мусороперерабатывающих мини-завода. Ежесуточного объема ТКО в курильских районах будет хватать как максимум на 4 часа их работы на минимальной мощности. Неужели здесь необходимы эти дорогие и бессмысленные «игрушки»? 

В области нет актуализированной территориальной схемы по обращению с отходами, соответственно, нет утвержденных инвестиционных программ, на основании которых строятся объекты обращения с ТКО. Более того, и это главное, у островных властей нет объективной информации о ежегодных объемах образования ТКО. Правительство планирует перерабатывать 200 тысяч тонн ТКО/год, при этом в официальных документах указываются объемы 262, 225, 259, 250, 124, 104 тысячи тонн. 

Собирать раздельно и перерабатывать 104 тысячи или 200 тысяч тонн, то есть объем вдвое больший, – это совершенно разные вещи. 

Планируя за несколько лет создать мусорную индустрию, руководство области в то же время никак не может обеспечить завершение строительства единственного и простого инженерного объекта – полигона ТКО для Южно-Сахалинска. А ведь его предполагалось сдать еще в конце 2013 года. 

Создание за несколько лет в отдельно взятом, да еще островном, регионе целой промышленной отрасли, когда необходимость этого совершенно не обоснована, представляется нереальной идеей. 

При разработке новых проектов и программ в сфере обращения с ТКО с учетом негативного опыта прошлых лет нужно исключить пафос, популизм, некомпетентность, безответственность и «забалтывание» темы. 

Не следует также демонизировать проблемы региона, связанные с твердыми коммунальными отходами. Сахалин и Курилы – не Московская область, а островные свалки нельзя ставить в один ряд с полигоном в Кучине, где ежегодно размещается порядка 600 тысяч тонн ТКО из Москвы и Подмосковья и где за пятьдесят с лишним лет скопилось порядка 50 миллионов тонн мусора. 

Островные свалки занимают всего 0,004% территории региона. Для сравнения: мусорное ведро, которое можно назвать мини-полигоном ТКО, в квартире площадью 45 кв.метров занимает примерно 0,35% площади, то есть в 87 раз большую долю по сравнению с той, что занимают свалки на территории области. Но никому и в голову никогда не придет, что это ведро представляет какую-то угрозу. А при внедрении раздельного сбора на наших кухнях должно стоять как минимум три ведра. 

Наземное размещение ТКО в России, как во всем мире, существовало, существует и будет существовать. 

Только оборудованных по закону полигонов, являющихся простейшими и эффективными объектами, в России не было и нет. 

Поэтому, полагаю, нам сначала надо научиться проектировать, строить и эксплуатировать полигоны, которые, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду, будут прекрасно служить десятки лет. 

Попытки же с нелегальных свалок за три-пять лет перескочить в «мусорную цивилизацию» схожи с анекдотическим желанием сразу после рождения, минуя детство, стать взрослым. 

«РГ», Николай Шугаипов (засл. эколог России)

Последние новости

12.12.2019г. 12 декабря наградили трех сотрудников Группы компаний «РГО» читать новость
12.12.2019г. С Днём Конституции России! читать новость
11.12.2019г. Норматив по баку читать новость
11.12.2018г. Продолжается работа над проектом «Летопись Группы Компаний в трудовых биографиях» читать новость
11.12.2019г. Анонс очередного выпуска «Законный вопрос» читать новость
11.12.2019г. Самые опасные ТКО читать новость