Группа компаний Рязанский городской оператор

390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 21, корп. 1
Тел.: (4912) 92-80-33

28.11.2019г. Демоны свалки

Власти Сахалинской области официально заявили о том, что островной регион с 1 января 2019 года перешел на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). 

Возникает вопрос: как такое возможно, если новая система пока не создана? В мире не существует примеров «образцово-показательного» обращения с ТКО. Несмотря на значительные технологические достижения, полигонное размещение остается актуальным. Так, в США, где ежегодно образуется около 250 миллионов тонн отходов (в пять раз больше, чем в России), более половины из них отвозят на полигоны. Почти та же картина в Великобритании. 

Следовательно, в наземном размещении твердых коммунальных отходов есть оправданный смысл, соответствующий общечеловеческим ориентирам и национальным интересам. 

Проблема ТКО – мировая и в то же время индивидуальная для каждой страны. В России, в том числе в Сахалинской области, она заключается в том, что отходы размещаются в основном на нелегальных свалках, где десятилетиями не соблюдают санитарное и природоохранное законодательства. 

Сфера обращения с ТКО в России до 2019 года являлась криминализованным, с огромными сверхдоходами, бизнесом по захоронению мусора на нелегальных свалках. Цивилизовать ее мерами государственного регулирования за три, пять и даже десять лет вряд ли получится. 

В Сахалинской области есть только один полигон ТКО, соответствующий требованиям законодательства. Он построен в селе Смирных в 2006 году на средства проекта «Сахалин – 2». Остальные объекты размещения мусора – незарегистрированные свалки, которым по 40 и более лет. 

2008 году в регионе принята целевая программа «Отходы производства и потребления Сахалинской области». В 2013 году она вошла в состав областной госпрограммы по охране окружающей среды. За более чем десятилетнее существование документа в него только вносили поправки, но в соответствии с ним практически ничего не создано. 

В ноябре 2018 года региональное правительство области представило в областной думе программу, предусматривающую появление на территории субъекта к 2022 году десятков объектов обращения с ТКО. На их строительство потребуются миллиарды бюджетных средств, но есть ли для этого основания? 

На Курилах, например, правительство планирует построить четыре мусороперерабатывающих мини-завода. Ежесуточного объема ТКО в курильских районах будет хватать как максимум на 4 часа их работы на минимальной мощности. Неужели здесь необходимы эти дорогие и бессмысленные «игрушки»? 

В области нет актуализированной территориальной схемы по обращению с отходами, соответственно, нет утвержденных инвестиционных программ, на основании которых строятся объекты обращения с ТКО. Более того, и это главное, у островных властей нет объективной информации о ежегодных объемах образования ТКО. Правительство планирует перерабатывать 200 тысяч тонн ТКО/год, при этом в официальных документах указываются объемы 262, 225, 259, 250, 124, 104 тысячи тонн. 

Собирать раздельно и перерабатывать 104 тысячи или 200 тысяч тонн, то есть объем вдвое больший, – это совершенно разные вещи. 

Планируя за несколько лет создать мусорную индустрию, руководство области в то же время никак не может обеспечить завершение строительства единственного и простого инженерного объекта – полигона ТКО для Южно-Сахалинска. А ведь его предполагалось сдать еще в конце 2013 года. 

Создание за несколько лет в отдельно взятом, да еще островном, регионе целой промышленной отрасли, когда необходимость этого совершенно не обоснована, представляется нереальной идеей. 

При разработке новых проектов и программ в сфере обращения с ТКО с учетом негативного опыта прошлых лет нужно исключить пафос, популизм, некомпетентность, безответственность и «забалтывание» темы. 

Не следует также демонизировать проблемы региона, связанные с твердыми коммунальными отходами. Сахалин и Курилы – не Московская область, а островные свалки нельзя ставить в один ряд с полигоном в Кучине, где ежегодно размещается порядка 600 тысяч тонн ТКО из Москвы и Подмосковья и где за пятьдесят с лишним лет скопилось порядка 50 миллионов тонн мусора. 

Островные свалки занимают всего 0,004% территории региона. Для сравнения: мусорное ведро, которое можно назвать мини-полигоном ТКО, в квартире площадью 45 кв.метров занимает примерно 0,35% площади, то есть в 87 раз большую долю по сравнению с той, что занимают свалки на территории области. Но никому и в голову никогда не придет, что это ведро представляет какую-то угрозу. А при внедрении раздельного сбора на наших кухнях должно стоять как минимум три ведра. 

Наземное размещение ТКО в России, как во всем мире, существовало, существует и будет существовать. 

Только оборудованных по закону полигонов, являющихся простейшими и эффективными объектами, в России не было и нет. 

Поэтому, полагаю, нам сначала надо научиться проектировать, строить и эксплуатировать полигоны, которые, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду, будут прекрасно служить десятки лет. 

Попытки же с нелегальных свалок за три-пять лет перескочить в «мусорную цивилизацию» схожи с анекдотическим желанием сразу после рождения, минуя детство, стать взрослым. 

«РГ», Николай Шугаипов (засл. эколог России)

Последние новости

22.01.2020г. В Чечне мусор сбросил НДС читать новость
21.01.2020г. В рейтинг становись! читать новость
21.01.2020г. В России хотят запретить банковские комиссии за платежи по ЖКХ читать новость
20.01.2020г. Актуальное интервью под занавес уходящей недели читать новость
20.01.2020г. Анонс номера журнала «Вокруг ЖэКа» читать новость
17.01.2020г. ВНИМАНИЕ! 20 января будет прекращена подача холодной воды в мкр.Горроща читать новость