Группа компаний Рязанский городской оператор

390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 21, корп. 1
Тел.: (4912) 92-80-33

17.07.2019г. ФАС проследит за тарифами

Местные власти смогут повышать цены на услуги ЖКХ по согласованию с антимонопольной службой.

Регионы и муниципалитеты больше не смогут без веских причин увеличивать коммунальные тарифы выше уровня прогнозируемой инфляции. А все корректировки, даже если веские причины найдутся, придется согласовывать с Федеральной антимонопольной службой. Такие нормы содержатся в новом постановлении федерального правительства. Проблема тарифного регулирования в сфере ЖКХ актуальна для всех субъектов СЗФО, но решают местные власти ее по-разному. Одни пытаются наладить конструктивный диалог с поставщиками услуг, другие перекладывают издержки на плечи потребителей.

За разрешением - в ФАС

Ежегодно правительство РФ утверждает для регионов предельные индексы роста платы за «коммуналку». До недавнего момента муниципальные депутаты могли выходить за эти рамки, руководствуясь несколькими основаниями. Это, с одной стороны, включение в себестоимость услуг затрат на повышение качества работы коммунальных систем. С другой стороны – приведение тарифов в соответствие с их реальной себестоимостью.

Дело в том, что многие муниципалитеты по разным причинам долгие годы ограничивали рост платы за ЖКХ, а выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций компенсировали из бюджета. Затем власти отменяли компенсации и повышали тарифы, перекладывая финансовое бремя на потребителей.

Новое постановление федерального правительства сохранило инвестиционные основания, подвергнув их некоторым корректировкам. А вот повышать тарифы, основываясь только на устранении ранее созданных ценовых дисбалансов, больше не получится. Есть и еще одно важное новшество. Раньше решения муниципальных парламентариев утверждал региональный регулятор – комитет, департамент или министерство по тарифам и ценам субъекта РФ. Сейчас «разрешение» на повышение тарифов сверх предельных коридоров придется получать у ФАС.

Больно дорого

Показателен пример Великого Новгорода, где 1 июля прошлого года резко подросла плата за «коммуналку». Тепловая энергия подорожала на 12,3%, горячая вода – на 11,2%, услуги водоснабжения и водоотведения – на 7 – 8%.

При этом предельный индекс, который правительство РФ установило для Новгородской области, составлял 5,5%. Но чиновники соблюли необходимые процедуры и перешагнули через эту планку. Парламентарии Великого Новгорода повысили тарифы в связи с «реализацией инвестиционных программ в сфере водоснабжения и теплоснабжения». Комитет по ценовой и тарифной политике региона одобрил эту инициативу.

Решение гордумы не было единогласным, – вспоминает депутат, член комиссии по экономике и финансам Думы Великого Новгорода Анна Черепанова. – Парламентарии, которые отказались голосовать за удорожание коммунальных ресурсов, настаивали на проведении независимого аудита инвестиционных программ и непосредственно новых тарифов. Однако аудит так и не был проведен. И сейчас невозможно понять, насколько вообще обоснованы траты ресурсоснабжающих организаций, которые приходится оплачивать новгородцам.

С 1 июля 2019 года тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение в столице Новгородской области выросли незначительно – на полтора процента. Тем не менее, новое постановление федерального правительства Анна Черепанова называет очень актуальным.

Нынешние полтора процента объясняются лишь эффектом высокой базы, заложенной в прошлом году, – продолжает Анна Черепанова. – И мы можем только приветствовать документ, который убережет новгородцев от дальнейшего роста стоимости коммунальных услуг, не подкрепленного вескими аргументами. Главное, чтобы эксперты, которые будут оценивать обоснованность тарифов, действовали независимо от региональных регуляторов. В некоторых случаях управления Федеральной антимонопольной службы могут делегировать часть своих полномочий региональным органам исполнительной власти. Но я надеюсь, что в случае с повышением тарифов специалисты федерального ведомства будут проводить аудит своими силами или привлекут независимых специалистов. В противном случае мы вернемся к тому, с чего начинали: окончательное слово останется за местными чиновниками, которые могут быть заинтересованы в определенном исходе дела.

Концессия под угрозой

Исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, впрочем, уверена: ужесточение контроля даст эффект только в краткосрочной перспективе. Ведь основная причина завышенных коммунальных расходов в нашей стране – высокий износ и низкая эффективность коммунальной инфраструктуры.

Чтобы платить меньше денег за коммунальные ресурсы, чтобы платежи стали прозрачнее, в модернизацию этой инфраструктуры необходимо вложить серьезные деньги, – комментирует ситуацию Светлана Разворотнева. – К сожалению, государственных программ в этой сфере у нас явно недостаточно. Инвесторы также неохотно идут в данную сферу по следующим причинам: заниженные тарифы не позволяют сделать концессию окупаемой, отсутствуют дешевые кредиты, а государственная политика непредсказуема. Принятие нового постановления только усугубит ситуацию. Сегодня концессионные соглашения с инвесторами заключают муниципалитеты. Они согласуют основные параметры соглашения, а потом вынуждены согласовывать его с региональными регуляторами. Теперь появится еще одно «разрешительное» звено – ФАС. И даже если решение будет согласовано, процесс станет значительно более продолжительным. Все это, безусловно, приведет к еще большему «сжиманию» потока частных инвестиций в ЖКХ.

Правильная заморозка

Как показывает практика, ограничение роста тарифов не снижает интереса инвесторов к коммунальным проектам, если местные власти готовы помогать коммунальщикам административными и финансовыми ресурсами. По такому пути пошел Санкт-Петербург, став в этом году единственным российским городом, где удалось «заморозить» тарифы.

В среднем коммунальные услуги с 1 июля подорожали для петербуржцев всего на 0,4% – вместо запланированных четырех процентов. Тарифы на энергию, тепловую энергию и горячую воду в Северной столице и вовсе снизились. Причем пользовались власти исключительно экономическими мерами и инструментами.

По поручению врио губернатора Александра Беглова мы провели оптимизацию расходов ресурсоснабжающих организаций, – сообщил председатель комитета по тарифам Санкт-Петербурга Дмитрий Коптин. – Именно это позволило практически полностью уйти от июльского повышения цен на коммунальные услуги.

В оптимизации участвовала Федеральная антимонопольная служба. Эта работа позволила разорвать контракты с «лишними» посредниками и подрядчиками, исключить необоснованные траты и добиться прозрачности расчетов.

При этом город сам инвестирует бюджетные деньги в коммунальную инфраструктуру. К примеру, в текущем году петербургская казна впервые выделила полтора миллиарда рублей на ремонт теплосетей одного из крупнейших теплоэнергетических предприятий города – АО «Теплосеть Санкт-Петербурга». Согласно своей инвестиционной программе, акционерное общество в 2019-м заменит и построит 74 км сетей. Государственное унитарное предприятие «ТЭК СПб» в свою очередь планирует модернизировать не менее 145 километров теплосетей.

Конечно, не у всех регионов есть ресурсы, позволяющие повторить опыт Санкт-Петербурга. Как полагает Светлана Разворотнева, чтобы сдержать рост тарифов, необходим комплекс мер. Речь идет о принятии масштабной государственной программы модернизации коммунальной инфраструктуры и передаче полной ответственности за утверждение тарифов на региональный уровень. А также о создании полноценного института развития в коммунальной сфере - структуры, которая будет за счет различных финансовых инструментов и методической поддержки помогать регионам и муниципалитетам осуществлять инвестпрограммы.

При этом малообеспеченным гражданам поддержка должна оказываться таким образом, чтобы при любом росте тарифов их расходы на услуги ЖКХ не превышали определенного предела, – подводит итог исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль». – Так действует сегодня институт жилищных субсидий. И он может стать еще более эффективным, если средства бюджета, которые тратятся, к примеру, на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих компаний, направлять на меры соцподдержки.

«РГ», Ульяна Вылегжанина

Последние новости

23.08.2019г. За сданный мусор – билет в театр читать новость
21.08.2019г. Говорящая пирамида читать новость
20.08.2019г. Ещё один штат США переходит на безуглеродное энергоснабжение читать новость
19.08.2019г. Как получить субсидию? читать новость
16.08.2019г. Из-за фантазий можно потерять жилплощадь читать новость
13.08.2019г. Ремонт по всем правилам читать новость