Группа компаний Рязанский городской оператор

390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 21, корп. 1
Тел.: (4912) 92-80-33

08.11.2019г. Капремонт… хромает?

Предлагаем вашему вниманию публикацию в СГ-Онлайн «Организационные трудности» об истинном положении капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). 

Аудиторы Счетной палаты РФ (СП) проанализировали региональные программы капремонта. 

Капремонт общего имущества многоквартирных домов, как известно, направлен на сохранение и поддержание надлежащего состояния жилищного фонда и недопущение роста ветхого и аварийного жилья. Однако результаты проведенного Счетной палатой РФ анализа говорят о том, что региональные программы капремонта, реализация которых идет с 2014 года, пока со своими задачами не справляются. В Минстрое России о проблемах в субъектах РФ знают и готовят необходимые рекомендации. О трудностях капремонта и возможностях для улучшения ситуации в этой сфере речь шла на очередной коллегии СП. 

«Капремонт направлен на улучшение жилищных условий значительного количества граждан. Так, на 1 января текущего года в 737 тыс. МКД общей площадью порядка 2,5 млрд кв.метров, включенных в программы капремонта, проживало почти 93 млн человек. Это 64% общего населения страны. При этом бюджетные деньги на проведение капремонта практически не привлекаются. Граждане перечисляют деньги из своих, как правило, небольших доходов в виде взносов, а государство должно улучшить условия их проживания, проведя капремонт в установленные сроки и с надлежащим качеством», – отметила на коллегии аудитор Светлана Орлова. 

По словам аудитора, проведенный анализ выявил ряд системных проблем в области проведения капремонта, одна из которых связана с отсутствием единого порядка формирования региональных программ, а также системы технического учета жилищного фонда. «Проблемы с организацией технического учета приводят к тому, что органы местного самоуправления и управляющие компании предоставляют недостоверные данные о состоянии многоквартирных домов и износе их конструктивных элементов. Это, в свою очередь, негативно отражается на качестве формирования региональных программ, включая очередность проведения капремонта», – констатировала Светлана Орлова, добавив, что в программы капремонта систематически включаются аварийные дома, подлежащие сносу и реконструкции, или ветхие дома, ремонт которых экономически нецелесообразен. Так, с 2017 по 2019 годы Фонд ЖКХ выявил более 10 тыс. таких домов. 

Согласно данным Росстата и Минстроя, объем жилого фонда, имеющего износ от 66 до 70% и выше, не только не сокращается, а даже имеет тенденцию к увеличению. 

Реализация программ капремонта осуществляется в рамках принимаемых регионами краткосрочных (как правило, трехлетних) планов реализации. Однако, по данным СП, до 20% этих планов не выполняется из-за недостаточной организации работы региональными операторами, длительности конкурсных процедур и срыва своих обязательств подрядчиками. Например, в 2018г. было капитально отремонтировано более 42 тыс. домов и выполнено около 120 тыс. работ (услуг). Это только 78% от запланированных показателей. «Невыполнение краткосрочных планов обусловлено не только плохой организацией работы регионального оператора, но и отсутствием надлежащего контроля за его деятельностью со стороны региональных органов власти» – подчеркнула аудитор. 

Еще одна острая проблема – недостаточная финансовая устойчивость региональных программ капремонта. Так, на 1 января 2019г. их общее финансовое обеспечение составляло только 55%. Краткосрочные планы капремонта на период 2019 – 2021 годов обеспечены финансированием на уровне 82%. В результате возникают риски, что их реализация будет или приостановлена в ближайшее время или они вообще не будут выполнены. «Возникшая проблема обусловлена тем, что в большинстве регионов минимальный размер взноса на капремонт почти в два раза ниже экономически обоснованного размера. Причина в том, что субъекты устанавливают его с учетом доступности для граждан при существующем у них уровне доходов», – пояснила Светлана Орлова. 

Проблемными остаются вопросы, связанные с проведением капремонта бывшим наймодателем (федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления). Как показал анализ, в настоящее время инвентаризация обязательств бывшего наймодателя никем не проведена. В Минстрое имеются только данные о вынесенных в отношении бывшего наймодателя судебных решениях. «Перенос решения этой проблемы на неопределенный срок несет риски существенного увеличения расходов бюджетной системы как на проведение капремонта, так и на исполнение вынесенных судебных решений», – полагает аудитор. 

В ходе анализа также была отмечена отрицательная динамика в 2016 – 2019 годах по количеству МКД, класс энергоэффективности которых был повышен в результате проведенного капремонта. При этом повышение энергоэффективности дома напрямую отражается на размере уплачиваемых гражданами коммунальных платежей. 

*** 

По словам председателя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, «В 2016 году при капремонте повысили энергоэффективность 1500 домовв 2017г. – 170 домовв 2018г. – 62 домав первой половине 2019 года – ни одного. А это важная задача: энергоэффективность помогает сдерживать рост тарифов, что особенно чувствительно для бедных семей» 

В СП читают, что крайне важно провести широкую информационную работу о проводимых мероприятиях по капремонту непосредственно с населением. «Она должна быть направлена на формирование у граждан чувства ответственности за состояние того дома, в котором они проживают», – подчеркнула Светлана Орлова. 

Присутствующие на заседании Коллегии Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев и генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин полностью согласились с выводами Счетной палаты. По их мнению, Счетная палата провела большую работу и правильно обозначила основные проблемы в сфере проведения капремонта. «Мы понимаем, что главная проблема сейчас – это несбалансированность фондов. И мы в этом плане работаем. За этот период отработали модельный план финансовой устойчивости региональных операторов и отработали его со всеми регионами, где такая проблема есть. Причин такого дефицита две. Во-первых, недостаточно установленный платеж. И вторая проблема - когда за счет фонда капремонта проводятся те работы, которые не входят в обязательный перечень – красивые фасады, подсветка и т.п. Такая история есть и далеко не в одном субъекте. Поэтому мы сейчас провели анализ и дали свои рекомендации. Регионы достаточно активно в этом плане работают и исправляются. И мы надеемся, что, если все решения в соответствии с нашими рекомендациями будут приняты, дефицит несколько уменьшится», – отметил Владимир Якушев.

Последние новости

22.01.2020г. В Чечне мусор сбросил НДС читать новость
21.01.2020г. В рейтинг становись! читать новость
21.01.2020г. В России хотят запретить банковские комиссии за платежи по ЖКХ читать новость
20.01.2020г. Актуальное интервью под занавес уходящей недели читать новость
20.01.2020г. Анонс номера журнала «Вокруг ЖэКа» читать новость
17.01.2020г. ВНИМАНИЕ! 20 января будет прекращена подача холодной воды в мкр.Горроща читать новость