Группа компаний Рязанский городской оператор

390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 21, корп. 1
Тел.: (4912) 92-80-33

08.11.2019г. Капремонт… хромает?

Предлагаем вашему вниманию публикацию в СГ-Онлайн «Организационные трудности» об истинном положении капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). 

Аудиторы Счетной палаты РФ (СП) проанализировали региональные программы капремонта. 

Капремонт общего имущества многоквартирных домов, как известно, направлен на сохранение и поддержание надлежащего состояния жилищного фонда и недопущение роста ветхого и аварийного жилья. Однако результаты проведенного Счетной палатой РФ анализа говорят о том, что региональные программы капремонта, реализация которых идет с 2014 года, пока со своими задачами не справляются. В Минстрое России о проблемах в субъектах РФ знают и готовят необходимые рекомендации. О трудностях капремонта и возможностях для улучшения ситуации в этой сфере речь шла на очередной коллегии СП. 

«Капремонт направлен на улучшение жилищных условий значительного количества граждан. Так, на 1 января текущего года в 737 тыс. МКД общей площадью порядка 2,5 млрд кв.метров, включенных в программы капремонта, проживало почти 93 млн человек. Это 64% общего населения страны. При этом бюджетные деньги на проведение капремонта практически не привлекаются. Граждане перечисляют деньги из своих, как правило, небольших доходов в виде взносов, а государство должно улучшить условия их проживания, проведя капремонт в установленные сроки и с надлежащим качеством», – отметила на коллегии аудитор Светлана Орлова. 

По словам аудитора, проведенный анализ выявил ряд системных проблем в области проведения капремонта, одна из которых связана с отсутствием единого порядка формирования региональных программ, а также системы технического учета жилищного фонда. «Проблемы с организацией технического учета приводят к тому, что органы местного самоуправления и управляющие компании предоставляют недостоверные данные о состоянии многоквартирных домов и износе их конструктивных элементов. Это, в свою очередь, негативно отражается на качестве формирования региональных программ, включая очередность проведения капремонта», – констатировала Светлана Орлова, добавив, что в программы капремонта систематически включаются аварийные дома, подлежащие сносу и реконструкции, или ветхие дома, ремонт которых экономически нецелесообразен. Так, с 2017 по 2019 годы Фонд ЖКХ выявил более 10 тыс. таких домов. 

Согласно данным Росстата и Минстроя, объем жилого фонда, имеющего износ от 66 до 70% и выше, не только не сокращается, а даже имеет тенденцию к увеличению. 

Реализация программ капремонта осуществляется в рамках принимаемых регионами краткосрочных (как правило, трехлетних) планов реализации. Однако, по данным СП, до 20% этих планов не выполняется из-за недостаточной организации работы региональными операторами, длительности конкурсных процедур и срыва своих обязательств подрядчиками. Например, в 2018г. было капитально отремонтировано более 42 тыс. домов и выполнено около 120 тыс. работ (услуг). Это только 78% от запланированных показателей. «Невыполнение краткосрочных планов обусловлено не только плохой организацией работы регионального оператора, но и отсутствием надлежащего контроля за его деятельностью со стороны региональных органов власти» – подчеркнула аудитор. 

Еще одна острая проблема – недостаточная финансовая устойчивость региональных программ капремонта. Так, на 1 января 2019г. их общее финансовое обеспечение составляло только 55%. Краткосрочные планы капремонта на период 2019 – 2021 годов обеспечены финансированием на уровне 82%. В результате возникают риски, что их реализация будет или приостановлена в ближайшее время или они вообще не будут выполнены. «Возникшая проблема обусловлена тем, что в большинстве регионов минимальный размер взноса на капремонт почти в два раза ниже экономически обоснованного размера. Причина в том, что субъекты устанавливают его с учетом доступности для граждан при существующем у них уровне доходов», – пояснила Светлана Орлова. 

Проблемными остаются вопросы, связанные с проведением капремонта бывшим наймодателем (федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления). Как показал анализ, в настоящее время инвентаризация обязательств бывшего наймодателя никем не проведена. В Минстрое имеются только данные о вынесенных в отношении бывшего наймодателя судебных решениях. «Перенос решения этой проблемы на неопределенный срок несет риски существенного увеличения расходов бюджетной системы как на проведение капремонта, так и на исполнение вынесенных судебных решений», – полагает аудитор. 

В ходе анализа также была отмечена отрицательная динамика в 2016 – 2019 годах по количеству МКД, класс энергоэффективности которых был повышен в результате проведенного капремонта. При этом повышение энергоэффективности дома напрямую отражается на размере уплачиваемых гражданами коммунальных платежей. 

*** 

По словам председателя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, «В 2016 году при капремонте повысили энергоэффективность 1500 домовв 2017г. – 170 домовв 2018г. – 62 домав первой половине 2019 года – ни одного. А это важная задача: энергоэффективность помогает сдерживать рост тарифов, что особенно чувствительно для бедных семей» 

В СП читают, что крайне важно провести широкую информационную работу о проводимых мероприятиях по капремонту непосредственно с населением. «Она должна быть направлена на формирование у граждан чувства ответственности за состояние того дома, в котором они проживают», – подчеркнула Светлана Орлова. 

Присутствующие на заседании Коллегии Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев и генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин полностью согласились с выводами Счетной палаты. По их мнению, Счетная палата провела большую работу и правильно обозначила основные проблемы в сфере проведения капремонта. «Мы понимаем, что главная проблема сейчас – это несбалансированность фондов. И мы в этом плане работаем. За этот период отработали модельный план финансовой устойчивости региональных операторов и отработали его со всеми регионами, где такая проблема есть. Причин такого дефицита две. Во-первых, недостаточно установленный платеж. И вторая проблема - когда за счет фонда капремонта проводятся те работы, которые не входят в обязательный перечень – красивые фасады, подсветка и т.п. Такая история есть и далеко не в одном субъекте. Поэтому мы сейчас провели анализ и дали свои рекомендации. Регионы достаточно активно в этом плане работают и исправляются. И мы надеемся, что, если все решения в соответствии с нашими рекомендациями будут приняты, дефицит несколько уменьшится», – отметил Владимир Якушев.

Последние новости

11.11.2019г. ТКО: Власти решили поменять правила читать новость
10.11.2019г. С Международным днем бухгалтерии! читать новость
08.11.2019г. 11 ноября будет отключение в доме на Большой читать новость
08.11.2019г. Капремонт… хромает? читать новость
07.11.2019г. Капремонт ветхих домов – за счет граждан читать новость
07.11.2019г. За чей счет бак? читать новость