Группа компаний Рязанский городской оператор

390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 21, корп. 1
Тел.: (4912) 92-80-33

05.11.2019г. Неплатежи компаний за вывоз мусора в России выросли

Неплатежи юридических лиц за вывоз отходов составляют 65 – 70%. При этом население недоплачивает 20 – 35%

Об этом рассказал руководитель «Российского экологического оператора» Денис Буцаев в интервью РБК. 

 Можете подвести первые итоги мусорной реформы, которая стартовала в России 1 января 2019 года? С какими основными проблемами вы столкнулись? 
 
– Принципиально важно понимать, что это не мусорная реформа, а создание отрасли обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами. – РБК) с нуля. Можно смело сказать, что новая система обращения с ТКО заработала. И по масштабу может сравниться с крупнейшими инфраструктурными и технологическими реформами за 15 – 20 лет. Теперь нужно принять документы, которые позволили бы системе набрать обороты. В первую очередь создать федеральную территориальную схему, которой никогда не было. Это «карта мусора» с объектами образования отходов и логистическими путями. Основные же цели для нас обозначены в национальном проекте «Экология». 
 
– Что показали проверки территориальных схем регионов? 
 
– Мы закончили проверять 72 региона. Первая типичная проблема – некорректный подсчет объемов образования отходов. Неправильно посчитаем, неправильно запланируем. Вторая – логистически неправильное расположение объектов инфраструктуры. И третья –  отсутствие перспективных объектов. 

Когда мы считаем отходы, то рассчитываем их обработку. Если обработки и утилизации недостаточно, мы не переработаем мусор. А если она избыточна – ляжет на тариф. 

  Каков процент неплатежей за вывоз мусора со стороны населения и юридических лиц? 
 
– Со стороны населения – от 20 до 35%. Со стороны юридических лиц – 65 – 70%. В отношении физических лиц мы видим улучшение ситуации. В отношении юридических лиц ничего не меняется, и это нас серьезно настораживает. За полгода ситуация в некоторых регионах ухудшилась. Будем предлагать ужесточение ответственности, искать иные формы работы с юридическими лицами в плане заключения договоров, в том числе прорабатывать схему технологического присоединения. Потому что бизнес не испытывает стойкого желания заключать договоры на вывоз мусора с региональными операторами. Например, вы образовываете мусор, куда вы его дели – непонятно. Кто за это платит – как раз понятно: население. Значит, гибкость здесь невозможна. 

 До какого уровня вы хотите довести собираемость платежей за вывоз мусора? 

– 90%. Если говорить реально, достижение этого показателя отложится еще минимум на пять – восемь месяцев. Публичная правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО) – новая госкомпания, созданная по указу президента Владимира Путина от 14 января 2019 года, была зарегистрирована в апреле. Цели РЭО –  обеспечить реализацию норм законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в рамках мусорной реформы, которая предполагает выбор на конкурсах региональных операторов по сбору и утилизации мусора. РЭО также должен стимулировать инвестиции в области обращения ТКО и создать систему вторичной переработки сырья. Наблюдательный совет компании возглавляет вице-премьер Алексей Гордеев. 

 Как обязать бизнес? 

– В некоторых странах Европы всё достаточно просто. Вы обязаны платить муниципалитету [за вывоз мусора]. Муниципалитет за вас рассчитал, какое количество мусора у вас образовывается. Есть норматив. Соответствует он вашему объему накопления мусора или не соответствует, они не заморачиваются. Если вы не платите, муниципалитет даже в суд не идет, а приходит и арестовывает ваше имущество. 

– Вы хотите такое же сделать в России? 

– Мы не хотим так же сделать в России. Мы не понимаем, почему, когда ссылаются на то, как в Европе хорошо, забывают о том, как это «хорошо» было достигнуто. Мы считаем, что, во-первых, нужно сделать автоматическое присоединение к договорам для того, чтобы региональные операторы не бегали сейчас за каждой компанией и не просили ее подписать договор. 

Во-вторых, мы хотим разобраться с нормативами накопления. И в случае если юридическое лицо не доказывает обратное, применять тот норматив накопления, который есть или будет условно в нашей библиотеке. Если у вас есть другой объем и вы его фактически доказываете, пожалуйста, такой вариант тоже должен существовать. 

 Как он рассчитывается? 

– Исходя из вида деятельности. Если это офис в «Сити», то на 8 кв.м у вас один работник. Если магазин, то у вас на несколько десятков квадратных метров один работник. 

– Будет унифицироваться расчет норматива вывоза отходов для населения? Сейчас в одних регионах расчет по квадратным метрам, в других – по числу прописанных людей? 

– Это можно было бы привести к единообразию, но я не вижу особой проблемы. В Подмосковье, например, много сезонного жилья. Если считать просто по количеству проживающих, у них просто вообще все «выпрыгнет», многие там не прописаны. У многих регионов существует сезонная миграция. В том числе туристическая. В Краснодарском крае, Крыму и Сочи такая же проблема. 

 Как с туристов взыскивать плату за мусор, который они привозят? 

– С владельцев тех объектов инфраструктуры, где туристы останавливаются. 

 Как вам идея брать курортный сбор за вывоз мусора? 

– Важно выбрать метод, который будет больше прозрачен для контроля. Если вы берете со всех курортный сбор – берите с курортного сбора. Если вы можете проконтролировать объект инфраструктуры, то берите с объемов объекта инфраструктуры. 

 Некоторые региональные операторы уже банкротятся. Вы проводили ревизию их работы? 

– У нас региональных операторов 200 с лишним. Как таковых банкротств не было, два [оператора] просто отказались от работы. Есть также регоператоры, которые работают, но испытывают определенные сложности, их больше. Но в любом случае уровень банкротств в отрасли пока даже не среднероссийский. Регоператоры заложили сложности в бизнес-планы. 

Но неплатежи – серьезная проблема. Сейчас у регоператоров есть кассовые разрывы. Они покрываются из разных источников, некоторые регионы ввели субсидии. Но так дальше продолжаться не может. Если проблема будет на второй и третий годы, это будет говорить о том, что экономическая модель не работает. Тогда придется ее дорабатывать. 

Если собираемость будет только 60%, значит, 40% надо будет откуда-то брать. Это либо бюджетные вливания, либо нагрузка на тех, кто платит. А после вступления в силу закона №451 [который обязал коммунальщиков при взыскании долгов через суд указывать персональные данные ответчиков] судебные приказы перестали работать, взыскание кредиторской задолженности усложнилось. Теперь, чтобы запустить судебную процедуру для взыскания долгов, нужны дополнительные данные. Легальной возможности их получить нет. И дополнительная сложность, которая касается нашей отрасли: размер платы такой, что даже если истребовать долг за год, расходы на судебное разбирательство будут больше самого долга. 

Полностью ознакомиться с интервью можно здесь.

Последние новости

22.01.2020г. В Чечне мусор сбросил НДС читать новость
21.01.2020г. В рейтинг становись! читать новость
21.01.2020г. В России хотят запретить банковские комиссии за платежи по ЖКХ читать новость
20.01.2020г. Актуальное интервью под занавес уходящей недели читать новость
20.01.2020г. Анонс номера журнала «Вокруг ЖэКа» читать новость
17.01.2020г. ВНИМАНИЕ! 20 января будет прекращена подача холодной воды в мкр.Горроща читать новость