Группа компаний Рязанский городской оператор

390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 21, корп. 1
Тел.: (4912) 92-80-33

05.11.2019г. Неплатежи компаний за вывоз мусора в России выросли

Неплатежи юридических лиц за вывоз отходов составляют 65 – 70%. При этом население недоплачивает 20 – 35%

Об этом рассказал руководитель «Российского экологического оператора» Денис Буцаев в интервью РБК. 

 Можете подвести первые итоги мусорной реформы, которая стартовала в России 1 января 2019 года? С какими основными проблемами вы столкнулись? 
 
– Принципиально важно понимать, что это не мусорная реформа, а создание отрасли обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами. – РБК) с нуля. Можно смело сказать, что новая система обращения с ТКО заработала. И по масштабу может сравниться с крупнейшими инфраструктурными и технологическими реформами за 15 – 20 лет. Теперь нужно принять документы, которые позволили бы системе набрать обороты. В первую очередь создать федеральную территориальную схему, которой никогда не было. Это «карта мусора» с объектами образования отходов и логистическими путями. Основные же цели для нас обозначены в национальном проекте «Экология». 
 
– Что показали проверки территориальных схем регионов? 
 
– Мы закончили проверять 72 региона. Первая типичная проблема – некорректный подсчет объемов образования отходов. Неправильно посчитаем, неправильно запланируем. Вторая – логистически неправильное расположение объектов инфраструктуры. И третья –  отсутствие перспективных объектов. 

Когда мы считаем отходы, то рассчитываем их обработку. Если обработки и утилизации недостаточно, мы не переработаем мусор. А если она избыточна – ляжет на тариф. 

  Каков процент неплатежей за вывоз мусора со стороны населения и юридических лиц? 
 
– Со стороны населения – от 20 до 35%. Со стороны юридических лиц – 65 – 70%. В отношении физических лиц мы видим улучшение ситуации. В отношении юридических лиц ничего не меняется, и это нас серьезно настораживает. За полгода ситуация в некоторых регионах ухудшилась. Будем предлагать ужесточение ответственности, искать иные формы работы с юридическими лицами в плане заключения договоров, в том числе прорабатывать схему технологического присоединения. Потому что бизнес не испытывает стойкого желания заключать договоры на вывоз мусора с региональными операторами. Например, вы образовываете мусор, куда вы его дели – непонятно. Кто за это платит – как раз понятно: население. Значит, гибкость здесь невозможна. 

 До какого уровня вы хотите довести собираемость платежей за вывоз мусора? 

– 90%. Если говорить реально, достижение этого показателя отложится еще минимум на пять – восемь месяцев. Публичная правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО) – новая госкомпания, созданная по указу президента Владимира Путина от 14 января 2019 года, была зарегистрирована в апреле. Цели РЭО –  обеспечить реализацию норм законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в рамках мусорной реформы, которая предполагает выбор на конкурсах региональных операторов по сбору и утилизации мусора. РЭО также должен стимулировать инвестиции в области обращения ТКО и создать систему вторичной переработки сырья. Наблюдательный совет компании возглавляет вице-премьер Алексей Гордеев. 

 Как обязать бизнес? 

– В некоторых странах Европы всё достаточно просто. Вы обязаны платить муниципалитету [за вывоз мусора]. Муниципалитет за вас рассчитал, какое количество мусора у вас образовывается. Есть норматив. Соответствует он вашему объему накопления мусора или не соответствует, они не заморачиваются. Если вы не платите, муниципалитет даже в суд не идет, а приходит и арестовывает ваше имущество. 

– Вы хотите такое же сделать в России? 

– Мы не хотим так же сделать в России. Мы не понимаем, почему, когда ссылаются на то, как в Европе хорошо, забывают о том, как это «хорошо» было достигнуто. Мы считаем, что, во-первых, нужно сделать автоматическое присоединение к договорам для того, чтобы региональные операторы не бегали сейчас за каждой компанией и не просили ее подписать договор. 

Во-вторых, мы хотим разобраться с нормативами накопления. И в случае если юридическое лицо не доказывает обратное, применять тот норматив накопления, который есть или будет условно в нашей библиотеке. Если у вас есть другой объем и вы его фактически доказываете, пожалуйста, такой вариант тоже должен существовать. 

 Как он рассчитывается? 

– Исходя из вида деятельности. Если это офис в «Сити», то на 8 кв.м у вас один работник. Если магазин, то у вас на несколько десятков квадратных метров один работник. 

– Будет унифицироваться расчет норматива вывоза отходов для населения? Сейчас в одних регионах расчет по квадратным метрам, в других – по числу прописанных людей? 

– Это можно было бы привести к единообразию, но я не вижу особой проблемы. В Подмосковье, например, много сезонного жилья. Если считать просто по количеству проживающих, у них просто вообще все «выпрыгнет», многие там не прописаны. У многих регионов существует сезонная миграция. В том числе туристическая. В Краснодарском крае, Крыму и Сочи такая же проблема. 

 Как с туристов взыскивать плату за мусор, который они привозят? 

– С владельцев тех объектов инфраструктуры, где туристы останавливаются. 

 Как вам идея брать курортный сбор за вывоз мусора? 

– Важно выбрать метод, который будет больше прозрачен для контроля. Если вы берете со всех курортный сбор – берите с курортного сбора. Если вы можете проконтролировать объект инфраструктуры, то берите с объемов объекта инфраструктуры. 

 Некоторые региональные операторы уже банкротятся. Вы проводили ревизию их работы? 

– У нас региональных операторов 200 с лишним. Как таковых банкротств не было, два [оператора] просто отказались от работы. Есть также регоператоры, которые работают, но испытывают определенные сложности, их больше. Но в любом случае уровень банкротств в отрасли пока даже не среднероссийский. Регоператоры заложили сложности в бизнес-планы. 

Но неплатежи – серьезная проблема. Сейчас у регоператоров есть кассовые разрывы. Они покрываются из разных источников, некоторые регионы ввели субсидии. Но так дальше продолжаться не может. Если проблема будет на второй и третий годы, это будет говорить о том, что экономическая модель не работает. Тогда придется ее дорабатывать. 

Если собираемость будет только 60%, значит, 40% надо будет откуда-то брать. Это либо бюджетные вливания, либо нагрузка на тех, кто платит. А после вступления в силу закона №451 [который обязал коммунальщиков при взыскании долгов через суд указывать персональные данные ответчиков] судебные приказы перестали работать, взыскание кредиторской задолженности усложнилось. Теперь, чтобы запустить судебную процедуру для взыскания долгов, нужны дополнительные данные. Легальной возможности их получить нет. И дополнительная сложность, которая касается нашей отрасли: размер платы такой, что даже если истребовать долг за год, расходы на судебное разбирательство будут больше самого долга. 

Полностью ознакомиться с интервью можно здесь.

Последние новости

11.11.2019г. ТКО: Власти решили поменять правила читать новость
10.11.2019г. С Международным днем бухгалтерии! читать новость
08.11.2019г. 11 ноября будет отключение в доме на Большой читать новость
08.11.2019г. Капремонт… хромает? читать новость
07.11.2019г. Капремонт ветхих домов – за счет граждан читать новость
07.11.2019г. За чей счет бак? читать новость